绥芬河中俄商务网-远东新闻 商业资讯 供求发布 企业宣传
Главная » 2017 » Апрель » 12 » «Схемный» поток: теневые компании Китая «убивают» туротрасль Приморья
20:05
«Схемный» поток: теневые компании Китая «убивают» туротрасль Приморья
Китайский турпоток на приморскую землю продолжает расти. Только в первом квартале 2017 г. край принял 14 тыс. жителей Поднебесной, это на треть больше аналогичного периода 2016-го. Но кому достаются доходы жирного объема китайского въезда?

«Русский с китайцем — братья навек» — эта расхожая фраза перекочевала в область народной дипломатии из песни, написанной еще в 1949 г., на пике дружбы между СССР и КНР. И с тех пор живет собственной насыщенной жизнью, наполняясь то ядовитым сарказмом, то сиропным умилением. Сейчас братания с китайцами проходят тотально — от Москвы до самых до окраин.

По данным Росстата, в 2016 г. Россию посетили свыше 1,2 млн китайских туристов, на Приморье пришлось более 300 тыс., сотворив приличную туристскую статистику. Но экономический фокус не удался — на шатком фундаменте официальных данных происходят странные дела. «С точки зрения объема — все замечательно, но на самом деле такие цифры — это пыль в глаза. Большинство из безвизовых китайских туристов даже до Владивостока не доезжают, ночуют в Славянке в своих же автобусах, уезжают на следующий день на родину и благополучно создают видимость большого объема безвизового турпотока», — считает Елена Андреева, директор туристической компании «Мирабель Тур».

Сама же туристическая отрасль терпит убыток из-за внерыночного демпинга. Схема такова: мелкие зарегистрированные в КНР компании продают китайским туристам так называемые туры за «ноль долларов» (zero dollar tours) — дешевые путевки, иногда по цене ниже суммарной себестоимости перелета и размещения. Потом эти деньги «отбиваются» в России с помощью китайских представителей отправляющей стороны, сопровождающих тургруппу, которые водят туристов по магазинам, где 10% комиссии от приобретенных товаров с каждого туриста «уплывает» в карман гидов.

Туры за «ноль долларов» рассчитаны на туристов из Китая, приезжающих в Россию по каналу безвизовых групповых поездок (группа от пяти до 50 человек). Теневые схемы распространены преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Иркутске. На Дальнем Востоке они занимают около 60% рынка по китайскому направлению. Реализация схем в приоритете у отдельных бизнесменов, как говорят эксперты, организованных структур на этом рынке нет. Однако тот сегмент туристического рынка, который четко придерживается алгоритма работы только с ВИП-клиентами, трудностей с приемом «легальных» китайских туристов практически не испытывает.

Елена Андреева: «Эти самые «схемные» туристы даже не пользуются нашими автобусами. Транспорт «Примавтотранса» ходит пустой, он вынужден сегодня поднимать цены, потому что объемов очень мало. То есть в целом проигрывает наша инфраструктура.

Для того чтобы привезти туристов в Россию, в Китае необходимо прийти в аккредитованную туристическую компанию, получить специалиста, который тоже аккредитован, и получить возможность выезда за границу — для того чтобы сопровождать группу. В Приморье все иначе. Каждый занимается турбизнесом сам по себе.

Туры продают в основном какие-то непонятные люди, часто просто в Интернете. Разрыв цен между предложениями «самопальных» гидов и туристическими компаниями существенный, поэтому спросом пользуются первые. Например, на Пидан путевки туркомпании вообще не продают, зато Интернет пестрит объявлениями от неизвестных лиц, которые знают направление в ту сторону. Они предлагают провести экскурсию на Пидан за 1000 рублей, в то время как у легальных туристических компаний услуга стоит 1800. В итоге низкая цена привлекает массу покупателей, и неважно, аккредитован тот «гид», застрахован или нет. Даже на таком «мелком» уровне у власти нет рычагов борьбы, что же говорить о глобальной проблеме «серых» компаний».

Майя Субботина, генеральный директор туроператора «Лагуна»: «Про теневые схемы знает вся туристическая отрасль Владивостока. Лично сами мы с турами за «ноль долларов» не сталкивались, так как стараемся принимать определенный уровень китайских туристов, и, конечно, не по себестоимости. Работа схемы проста: китайцы открывают один за другим ювелирные магазины, строят отели и сами принимают своих туристов на нашей территории, что негативно сказывается на туротрасли Приморского края в целом».

По прибытии в РФ гиды водят туристов по особым точкам торговли, которые продают различного рода сувениры только наличным путем и по значительно завышенным ценам. Прибыль, никак не отраженная в финансовых документах, оседает в карманах турдилера и хозяев таких розничных точек, а значительная часть незаконной прибыли уходит компании — организатору путешествия. Тем самым она не только «отбивает» убыточный тур, но и утраивает или даже учетверяет прибыль.

Ольга Гуревич, исполнительный директор ассоциации «Приморский региональный союз туриндустрии»: «Китайцев привлекают в Приморский край экологически чистые продукты, ювелирные изделия, косметика. Это повлекло за собой внедрение новой для Приморья схемы бизнеса — зарабатывание не за счет оказания туруслуг, а за счет «откатов» от магазинов. Мое личное мнение, что суть проблемы лежит в том, что в настоящее время очень низкий входной порог на рынок въездного туризма, сейчас практически ничего не стоит стать туроператором по въездному туризму — никаких требований к персоналу и юридическому лицу, лишь нужно купить недорогую страховку».

Действуют на рынке и другие теневые схемы. Елена Андреева: «У китайцев сейчас денег достаточно много. Приезжает, например, тургруппа в некую золотую лавку. Каждый человек покупает изделий на 50 тыс. рублей, 10% с одного туриста сразу отдается гиду на возврат. То же самое касается кондитерских магазинов, бань, саун и т. п. Такого рода «дешевый» тур стоит около 600 юаней за Владивосток и включает одну экскурсию, притом что проводит ее сам китайский гид. Так как все остальное у них не включено в стоимость (как правило, автобусы, гостиницы, ценовая политика — все у них свое), цена получается неконкурентная для турфирм города, которые предлагают качественный интересный продукт. Разница составляет 2–3 тыс. рублей».

Согласно заявлению туроператоров, китайских «партнеров» интересуют только списки от компаний, которые включены в межправительственное соглашение. В итоге за неимением альтернативы компании вынуждены продавать не туры, а списки. Елена Андреева: «Осуждать магазины за то, что они дают «откаты» — глупо. Осуждать турфирмы за то, что визируют китайцев, — еще глупее. Ну, не продаст компания списки — китайцы будут визироваться через «свободную зону», или через Хабаровск, или через компании, в которых 5% капитала русского, остальное — китайское. Сейчас китайцам не нужны русские, они «сами себе с усами».

Источник:деловой еженедельник «Конкурент».
Просмотров: 133 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]